Весеннее обслуживание кондиционера
Каждый, кто решил купить кондиционер, в принципе знает о том, что после покупки кондиционера нужно будет регулярно проводить его сервис - техническое обслуживание. Техническое обслуживание кондиционера подразумевает проведение следющих работ: заправка кондиционера, чистка и полная диагностика. Своевременное проведение технического обслуживания кондиционеров приобретает особо важное значение в суровом климате Красноярского края.
Но так уж сложилось, что в голове большинства жителей Красноярска кондиционер ассоциируется с бытовой техникой, которая, как известно, никакого технического обслуживания не требует.
К тому же техническое обслуживание кондиционеров по-хорошему нужно проводить ранней весной, до их первого включения - то есть об этом нужно позаботиться заранее. Но в нашей суетливой жизни мы чаще всего забываем о проведении подобных профилактических мероприятий, и поэтому о сервисном обслуживании большинство вспоминает только после того, как включенный в первые теплые дни кондиционер вдруг оказывается "не совсем исправным".
Чаще всего претензии пользователей к работе кондиционеров заключаются в том, что "Кондиционер не охлаждает", и связана эта проблема как правило исключительно с тем, что забыли или не захотели (решили сэкономить) провести вовремя техническое обслуживание и заправку кондиционера.
Причины снижения эффективности охлаждения рабочего кондиционера может быть две. Во-первых, это забитый пылью, пухом и копотью теплообменник наружного блока, и заросшие грязью фильтры внутреннего блока сплит-системы. И, во-вторых, вышедший из контура системы кондиционирования фреон (чем большая часть хладагента улетучилась, тем сильнее наблюдается снижение мощности охлаждения), а это означает, что необходимо восполнить улетучившийся фреон - то есть требуется заправка кондиционера. Естественно, когда пользователь обнаруживает свою систему кондиционирования воздуха в таком "не совсем рабочем" состоянии, первое, что ему приходит в голову - это неправильно произведенный монтаж кондиционера.
Обслуживание кондиционеров в Красноярске
Однако основная причина выхода части хладагента из трассы после зимы, по которой необходимо проводить обязательное техническое обслуживание кондиционера - это КЛИМАТ КРАСНОЯРСКА, который отличается экстремального большой разницей между пиковыми летними и зимними температурами. В условиях красноярского климата, УТЕЧКА ЧАСТИ ХЛАДАГЕНТА ИЗ ТРАССЫ ЯВЛЯЕТСЯ СОВЕРШЕННО НОРМАЛЬНЫМ И ЕСТЕСТВЕННЫМ ЯВЛЕНИЕМ.
Кстати, насчет разницы температур. Многие недооценивают степень влияния этого фактора, поэтому давайте рассмотрим этот вопрос подробнее. Наружные блоки кондиционеров обычно устанавливаются на стенах здания, открытые всем ветрам и частенько под прямыми солнечными лучами. Летом, в самую жару, когда солнце в зените, и кондиционер "молотит на полную", стараясь охладить помещение должным образом, температура наружного блока системы кондиционирования запросто может достигать 70 и более градусов.
А зимой столбик термометра легко падает до -40 и ниже, что совсем не редкость в Красноярске: на окраинах, последних этажах высотных зданий, или же берегу Енисея при ветреной погоде, в хиус, термометр в утренние часы совершенно спокойно фиксирует значения и в районе -50. Например, если термометр за окном квартиры на 4-5 этаже в центре Красноярска показывает -43..-44 градуса утром, и ночью был даже небольшой ветер, это значит, что термометр, размещенный на последнем этаже гостиницы "Турист", в 4-5 утра этого же дня, практически наверняка показывал -52..-54. Немногим теплее (в районе -49..-50), в эти же предрассветные часы будет и на последних этажах новостроек в районах Взлетки и Северного. Максимальный перепад температур в зоне соединений на портах наружного блока кондиционера, таким образом, составляет никак не меньше 120 градусов Цельсия.
В итоге, за счет того, что разные материалы имеют различные коэффициенты температурного расширения, в местах вальцовки медной трубы, по которой циркулирует фреон, и латунных гаек на соединительных портах наружного блока, неизбежно возникают утечки. Хоть и незначительные, но достаточные для выхода какой-то части хладагента (особенно это касается современных инверторных моделей на фреоне R410, который отличается высокой летучестью).
Чтобы не быть голословным, приведем еще несколько цифр. К примеру, возьмем трубу диаметром 1/2" (12.7 мм), которая обычно используется в кондиционерах мощностью 3.5 кВт (около 12000 BTU) на хладагенте R22 или 5 кВт (18000 BTU), то с учетом коффициентов линейного температурного расширения меди и латуни (0,017 мм/м*К и 0,019 мм/м*К соответственно), в таких условиях мы получим щель между гайкой и вальцовкой медной трубы примерно в 0,03 мм. Более чем достаточно для утечки хладагента. Для трубы диаметром 5/8" (15,9 мм), которая обычно применяется на кондиционерах мощностью от 7 до 8 кВт, (т.е. самым популярных моделях кондиционеров для магазинов и павильонов), щель составит уже 0,04 мм, иными словами - на 30% больше чем на трубе диаметром 1/2".
Именно этим и объясняется тот факт, что чем мощнее кондиционер, тем больше вероятность того, что к весне его трасса окажется пустой, и потребует частичной или даже полной заправки. И на самом деле, как показывает наш многолетний опыт, порядка 40-45% кондиционеров мощностью 7 кВт и выше требуют дозаправки фреона к началу весенней эксплуатации, а 20-25% таких сплит-систем нужно заправлять полностью.
Кстати, для южного климата, например, эта проблема менее характерна - ведь там нет таких колебаний температур "зима-лето".
То, насколько сильно может выйти фреон из Вашего кондиционера зависит от разных факторов: и от того, насколько холодной и ветреной была зима, и от конкретного качества изготовления использованной медной трубы и соединительных гаек, и от конкретных особенностей установки. Бывает, что за зиму фреон из трассы сплит-системы не улетучивается совсем, однако в абсолютном большинстве случаев утечка все-таки происходит - когда меньше, когда больше.
Если утечка не слишком велика, то Вы можете и вообще не заметить изменения в работе сплит-системы - изменение мощности на 10-15% может быть не слишком заметным (более того, при небольшой утечке до 10%, сплит-система начинает охлаждать лучше, причины этого в рамках этой статьи рассматривать не будем). А вот если за зиму из трассы сплит-системы уходит 20-30% фреона, то это принципиально сказывается на эффективности охлаждения, и в этом случае без заправки системы кондиционирования уже никак не обойтись.
Насчет возможных погрешностей при монтаже кондиционера можно сказать, что если действительно в процессе установки монтажники не смогли обеспечить полную герметичность трассы, то это проявится практически сразу же - в первые два-три месяца работы. Если же кондиционер исправно проработал все лето, а проблемы появились лишь следующей весной - однозначно, погрешности монтажа здесь не причем, и причина нарушения работоспособности системы заключается лишь в климатических особенностях нашего региона. И, естественно, в непроизведенном вовремя техническом сервисном обслуживании и заправке.
ПЕРВОЕ, ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ КОНДИЦИОНЕРА ДОЛЖНО БЫТЬ ПРОВЕДЕНО РАННЕЙ ВЕСНОЙ, ЕЩЕ ДО ПЕРВОГО ВКЛЮЧЕНИЯ - во время этого обслуживания сервисный инженер в первую очередь проверит давление хладагента в трассе, и произведет дозаправку системы кондиционирования до нормального уровня. Кроме того, в это время производится обязательная чистка кондиционера (причем и внутреннего, и наружного блока) от накопившейся за долгую зиму пыли и грязи - если этого не сделать, то при включении сплит-системы вся эта грязь набирает влагу, и начинает активно "цвести и пахнуть".
После чистки и заправки кондиционера производится тестовая проверка работоспособности всех внутренних систем в различных режимах - это позволяет вовремя обнаружить возможные проблемы в технической части и заранее их устранить.
Поэтому обслуживание необходимо не только для самого кондиционера, но и для Вас: ведь его своевременное проведение гарантирует правильную работу системы кондиционирования в течение следующего сезона - а это значит, что Вы получите от ее работы удовлетворение и только положительные эмоции.
Многих от проведения такого профилактического сервисного обслуживания останавливает необходимость заплатить за эту услугу (в среднем в Красноярске такое обслуживание кондиционеров в зависимости от комплекса произведенных работ и объема фреона, использованного для дозаправки, обходится примерно в 2-2,5 тысячи рублей). При этом люди предпочитают полагаться на "авось".
Поэтому, как показывает практика, большинство из нас вызывает сервисного инженера для проведения обслуживания кондиционера только тогда, когда в его работе уже наблюдаются какие-либо существенные нарушения (плохо холодит, плохо пахнет, льется вода из дренажа).
На самом деле, не суть важно, что воспрепятствовало своевременному проведению обслуживания кондиционера: элементарная забывчивость, или желание сэкономить - главное, что это приводит к возникновению проблем, которых легко можно было бы избежать.
Все ведь знают, что в любом автомобиле необходимо регулярно проводить замену масла и топливных фильтров, и никому из здравомыслящих людей не придет в голову обвинять производителя или продавца "что ему продали бракованный автомобиль" в случае возникновения проблем из-за непроведенной вовремя замены масла?
Вот и в случаях с кондиционерами также просто нужно запомнить: ВЕСЕННЕЕ СЕРВИСНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ЯВЛЯЕТСЯ КРАЙНЕ ЖЕЛАТЕЛЬНЫМ ДЛЯ БЫТОВЫХ СПЛИТ-СИСТЕМ И АБСОЛЮТНО ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ДЛЯ КОНДИЦИОНЕРОВ МОЩНОСТЬЮ 7 КВТ И ВЫШЕ.
Иногда возникает необходимость провести второе летнее сервисное обслуживание - подробнее о нем Вы можете прочитать в нашей статье " Летнее сервисное обслуживание кондиционеров в Красноярске".
Тем более что полное обслуживание кондиционера в условиях Красноярска: заправка, чистка и диагностика способно практически вдвое увеличить срок службы Вашей системы кондиционирования - а это, согласитесь, только само по себе уже является очень весомым доводом в пользу проведения регулярного сервиса кондиционеров!